Лекции по неврологии неспецифических систем. Предисловие

Предисловие к книге А. М. Вейна «Лекции по неврологии неспецифических систем».

В 1972-73 учебном году нами был прочитан цикл лекций для врачей-невропатологов г. Москвы и студентов старших курсов 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. Цикл этот был посвящён неврологии неспецифических систем мозга. Классическая неврология, естественно, не могла учитывать в системе сформировавшихся представлений роль неспецифических систем мозга, учение о которых начало развиваться лишь 25 лет тому назад. Между тем, в этом направлении нейрофизиология достигла уже к настоящему времени серьезных успехов, которые могут лечь в основу и клинико-неврологического осмысливания проблемы. Клинико-нейрофизиологическое взаимодействие складывалось так, что наблюдения клиницистов, в свою очередь, способствовали решению и ряда теоретических задач.

Принципы современной клинической нейрофизиологии все настойчивее пробиваются в неврологию. Понимание многих традиционных форм патологии нервной системы, таких как гиперкинезы, эпилепсия, гиперсомнии и ипсомнии, паркинсонизм, сейчас невозможно без учета роли неспецифических систем мозга. Игнорируя эти представления, совершенно невозможна разработка таких психофизиологических проблем, как эмоция, память, мотивация, в том числе и вопросов патологии этих состояний.

Законченных построений в неврологии неспецифических систем мозга нет. Однако уже сейчас ясна роль, которую они будут играть в понимании многих проблем неврологии. Лимбико-ретикулярный комплекс — ведущее звено неспецифических систем — является интегративным аппаратом, обеспечивающим организацию целостного поведения путем координации деятельности моторных, сенсорных, вегетативных систем. При его патологии и возникают различные симптомокомплексы, которые мы определяем как синдромы дезинтеграции: нарушается при этом согласованная деятельность многих специализированных функциональных систем мозга. В этих случаях многочисленные моторные, психические, сенсорные и вегетативные нарушения отражают недостаточность координирующих, интегративных аппаратов мозга. Первый урок, который мы извлекаем при изучении неврологии неспецифических систем мозга, — это рассмотрение отдельных патологических проявлений как изолированных расстройств специализированных систем, а как результат нарушения целостных форм адаптивной деятельности.

Невролог мыслит клинико-топическими категориями. При этом традиционном и совершенно правильном подходе трудно объяснить пароксизмальность многих патологических проявлений, изменение картины болезни в различные периоды суточного цикла. По-видимому, зреет необходимость формирования принципов функциональной неврологии, согласно которым многие неврологические проявления являются констелляцией четко локализуемого очага поражения и функционального состояния мозга. Особенности органно-функциональных взаимоотношений — еще один вывод, вытекающий из изучения неврологии неспецифических систем мозга.

Всего мы прочитали 6 лекций, посвященных следующим вопросам: построение и функционирование неспецифических систем мозга, природа и патология эмоций, эпилепсия, гипоталамические синдромы, психовегетативные соотношения и неврологические аспекты неврозов. По сути, следовало бы включить и другие разделы, в частности вопросы патологии памяти и нарушения цикла сон-бодрствования. Однако в 1973 г. вышла наша совместная с Б. И. Каменецкой книга «Память человека», а в 1974 г. — монография «Нарушения сна и бодрствования», написанная при участии наших сотрудников В. С. Ротенберга, Н. Н. Яхно и Н. А. Власова. По этой причине мы и не включили эти разделы в публикуемые лекции.

В связи с тем, что мы получили большое число запросов на вышедшие «Лекции по патологии вегетативной нервной системы» (1971), одна из опубликованных там лекций с небольшой переработкой включена нами в этот выпуск. В виде приложения публикуются методы изучения вегетативной нервной системы.

В заключение мне приятно поблагодарить наших сотрудников, многолетняя совместная работа с которыми явилась фундаментом, легшим в основу публикуемых лекций.

А. М. Вейн

Москва, «МЕДпресс-информ», 2007.

 

 

Скачайте официальные приложения мероприятия, чтобы:

  • Получать полную информацию о мероприятии.
  • Следить за обновлением расписания в режиме реального времени.
  • Составлять собственное расписание из понравившихся выступлений.
  • Оценивать выступления и задавать вопросы спикерам.
      

 

 

Уважаемые коллеги, просим обратить внимание, что сертификаты НМО выдаются только в случае, если Вы прослушали не менее шести академических часов в день на площадке конгресса;
Выдача сертификата НМО производится только при предъявления документа, удостоверяющего личность.